Экстремизм является одним из опасных уголовных правонарушений, которые совершаются в современном российском обществе, при этом особую тревогу вызывают масштабы проникновения экстремисткой идеологии в молодежную среду. В силу возрастных психологических особенностей, а именно – юношеского максимализма, еще не сформировавшейся системы ценностей, эгоизма и агрессивности, молодежная среда является благодатной почвой для распространения экстремизма. Кроме того, у многих несовершеннолетних с раннего подросткового возраста отмечаются нарушения в структуре их потребностей и интересов. Подросток стремится заполнить вакуум, образовавшийся в повседневной системе общения. Он ищет и находит другую микросреду (таких же, как и сам, подростков), где, наконец, обретает статус и признание, возможность удовлетворить жизненно необходимую потребность в общении.
В российском законодательстве, а конкретно в Федеральном Законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", понятие "экстремистская деятельность (экстремизм)" раскрывается как: • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных 5 объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально- 6 технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. В деятельности общеобразовательных организаций необходимо использовать следующие психопрофилактические подходы к предупреждению проявлений экстремизма:
1. Подход, основанный на влиянии социальных факторов
Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды. Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.
2. Подход, основанный на формировании жизненных навыков
В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
3. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской
Этот подход предполагает необходимость разработки социальных программ для молодежи и подростков, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии. Выделяют четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской: 8
1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.). 4. Создание групп подростков, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения. Основой профилактики экстремизма является поэтапное воспитание, призванное сформировать у молодежи четкие представления о патриотизме, нравственности, культурном и религиозном согласии, межэтнической толерантности. Непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта при организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма, и этот факт необходимо учитывать. В основе организации системы профилактической работы должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с 9 подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами. Наиболее восприимчивыми к экстремистской идеологии оказываются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. В качестве основных задач профилактики экстремизма среди подростков в общеобразовательных организациях выступают: воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов; формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества; противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление; воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности; формирование ценностного отношения к семье, дружбе, человеческой жизни; отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта. В общеобразовательных организациях необходимо проводить работу по профилактике экстремизма в нескольких направлениях:
1. Общая воспитательная педагогическая работа с обучающимися, а также работа с детьми, относящимися к группе 10 «риска». Внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов, направленных на профилактику экстремизма и ксенофобии, укрепление установок толерантного сознания и поведения в среде учащихся. Создание советов старшеклассников, общественных формирований правоохранительной направленности, волонтерских движений из числа учащихся;
2. Подготовка учителей к ведению профилактической работы с обучающимися. Организация обучения и повышения квалификации педагогических работников по вопросам профилактики правонарушений экстремистского характера, навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, формирования представлений о толерантной среде проживания и общения, идеологии и культуре толерантности в целом;
3. Информирование и консультирование по данной проблеме родителей и законных представителей.
4. Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, городским судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в общеобразовательных учреждениях
Ресурсы с полезной инфрмацией:
- Памятка «Национальный антитеррористический комитет»
- Памятка «Мероприятие антитеррористического характера
- При начале работы системы оповещения
- Инструкция при атаке БПЛА
- Памятка
- Памятка